Путевые заметки
(продолжение)
"Чукчи" в Египте
В современном Египте каким-то образом ухитряются уживаться представители самых разных наций и народов, рас и верований. Хотя в этом, по большому счету, ничего удивительного нет: для страны, имеющей значительный доход от туризма, ничего иного ожидать нельзя. Если приезжие увидят, что их соотечественников, нынешних или бывших, кто-то в чем-то ущемляет, они непременно расскажут об этом дома. А тогда о Египте и египтянах пойдет дурная слава. А тогда туристы перестанут ездить сюда, и это ударит не только по макроэкономике страны, но и по карману каждого "бакшишника".
Какого цвета ваша одежда?..
Одной из наиболее впечатляющих экскурсий была поездка в Луксор. Так называют теперь легендарные Стовратые Фивы, бывшие некогда столицей Египта.
…Автобус приходит в 5:00 утра - мы здесь самые первые "клиенты", дальше он еще час собирает сонных туристов по другим гостиницам и наконец трогается в путь. Тут мы впервые сталкиваемся с "чужим" экскурсоводом, а не нашим, присланным принимающей турфирмой. Это молодой парнишка по имени Имад, который начинает знакомство примерно таким монологом:
Строили, строили - и наконец построили…
Описывать словами великолепие храмовых комплексов Луксора, Карнака, Гизы не имеет смысла - это надо видеть! Надо почувствовать себя жалкой букашкой среди леса неохватных колонн, где-то вверху над которыми едва проглядывают кусочки лазурного египетского неба, или у подножия тысячелетних пирамид, или… Нет, для этого решительно не хватит слов!
По крайней мере, за неделю пребывания в Стране Пальм и Пирамид я сталкивался со, скажем так, не совсем позитивным отношением к приезжим всего дважды. Во-первых, как уже было сказано, недовольный прижимистостью небогатых руссо туристо продавец может крикнуть с явно презрительной интонацией: "А-а-а, рус!.. рус!.." Но большего он себе ни за что не позволит. Во-вторых, в беседе с одним из гидов я услышал такую прохладную фразу: "Из Израиля к нам никто не приезжает". Но это тоже понятно: более трех тысяч лет назад евреи приложили немало усилий, чтобы выйти из Египта - а тут приезжать сюда добровольно, да еще в эпоху обострения арабо-израильских отношений как таковых!..
Тем более, пришлось слышать и иное мнение: "Всякий турист здесь - гость, и мне все равно, еврей он или англичанин. Я каждого встречаю с радостью". И между прочим, в специализированном магазине при Институте папируса, торгующем только очень дорогими образцами этого специфического прикладного искусства, продаются папирусы, расписанные картинками на еврейскую тематику. Например, увидеть среди картин скрижали с десятью заповедями под сенью звезды Давида я уж никак не ожидал! Есть тут и репродукции с христианских икон, перенесенные на экзотическую папирусную подложку. Как крупный специалист в этой области, Дмитро Степовик просто прикипел к соответствующей витрине и принялся втолковывать оробевшему продавцу папирусов, какая из перерисованных икон с Западной Украины, а какая - с Полтавщины.
Кстати, руссо туристо тоже вниманием не обижены: египтяне отлично помнят время расцвета отношений с СССР, помнят и присвоение Камалю Абдель Насеру высокого звания Героя Советского Союза. Экскурсовод при случае не приметнет показать здание, которое в свое время отгрохали советские строители, и сказать с улыбкой: "Вот, это работа ваших людей! Очень хорошо!" Кстати, судя по рассказам некоторых членов нашей туристической группы, которые ездили в Каир на два дня и ночевали в тамошней гостинице советской постройки начала 60-х годов, там все действительно сделано капитально и на совесть. В общем, умели мы строить… для других…
Как и во всем Египте, в гостеприимной "Земле Лилли" царил такой вот капиталистический интернационализм. В холле административного здания (Reception) над конторкой с ключами находилось четверо часов, показывавших время в Каире (совпадающее с киевским), Москве, Берлине и Риме: этот "временной расклад", очевидно, отражал основной круг контактов туристических фирм, поставляющих данному пляжному клубу клиентов. Установленный в номере телевизор также ловил программы на соответствующих языках: здесь были настроены несколько арабских, несколько итальянских и несколько немецких каналов, а также русский "ОРТ". Плюс один или два англоязычных, естественно.
Хотя на практике, естественно, все оказывалось несколько сложнее. Так, в ресторане я иногда слышал французскую речь. С другой стороны, судя по виденному в аэропорту латышскому авиалайнеру, не все говорившие по-немецки могли быть немцами. Перед каждой гостиницей обязательно имеется ряд флагштоков, на которых подняты флаги разных стран, представители которых проживают здесь. Правда, украинского флага я так ни разу и не видел, хотя украинские туристы там встречаются не так уж редко.
Справедливости ради следует сказать, что и сами египтяне не едины в этническом отношении. В основном это - арабы, но много здесь также представителей негроидной расы - нубийцев. И наконец, пусть редко, но в толпе местных жителей встречаются и чисто европейские, с абсолютно правильными чертами лица. Иногда они подтрунивают друг над другом. Один из экскурсоводов сказал ошарашенной группе: "А вы знаете, как мы называем жителей Верхнего Египта? Чукчами!" Из чего следует, что тысячелетнее разделение страны на Верхний и Нижний Египет живо до сих пор, и отношения жителей дельты Нила к "антиподам" примерно такое же, как отношение среднестатистического русского с представителям народов Крайнего Севера.
Наконец, религиозный аспект отношений является, пожалуй, на порядок более сложным, нежели межнациональный. Разумеется, подавляющая часть египтян - мусульмане. Однако в одном из маршрутных такси я совершенно неожиданно увидел приклеенную к лобовому стеклу перед лицом водителя… явно православную Богородицу с Младенцем! Оказалось, что водитель маршрутки - православный, явный потомок выходцев из какой-то славянской страны, хотя по-русски он не понимал ни слова, равно как и по-украински, и по-чешски - а других славянских языков я не знаю.
Но вот деталь: когда экскурсионный автобус проезжал мимо монастыря св.Пахома, наш гид не сказал об этом ни слова и даже не обратил на сие скромное обстоятельство внимания туристов. В ответ на мой вопрос он весьма сдержанно заметил, что о здешних христианах лучше разговоров не заводить. Такие вот дела.
- Здравствуйте! У нас большая группа, и в Луксоре будет еще очень много таких же больших групп! У нас принято, чтобы каждая группа имела свое имя. У нас была когда-то такая царица - Нефертити. Это была очень красивая женщина, просто идеальная. Поэтому наша группа будет называться "Нефертити"! Когда я крикну: "Нефертити-и-и!.." - все должны бросить любые дела и быстро-быстро бежать ко мне! От автобуса не отставать: кто отстанет от автобуса, тот сам будет ловить в пустыне дикого верблюда и возвращаться на нем в Хургаду в гостиницу! Или сам будет идти пешком и искать оазис! Ясно, "Нефертити-и-и"?!
Всем все ясно. Действительно, таков обычай всех египетских экскурсоводов, и в многоязычной толпе туристов нам постоянно доводилось слышать: "Нефертити-и-и!.. Хабибы-ы-ы!.. Нефертари-и-и!.. Клеопатра-а-а!.." И выбирая среди многоголосья "свое" название, бежать в том направлении, откуда раздался крик.
А пока наш автобус сначала мчит на какой-то полустанок с маленьким "караван-сараем" и бензозаправкой, где под привычными уже дулами автоматов собираются несколько десятков других таких же автобусов, везущих тару сотен человек. Здесь же, на стоянке приобретаем первый негативный опыт торгов: усиленно рекламирующий цветастые платки и накидки-"арафатки" араб ни за что не хочет сбавлять цену на явно гипсового скарабея, раскрашенного под малахит. 1 фунт - и хоть ты тресни! 2 скарабея за 1 фунт, 3 скарабея за 2 фунта, 4 скарабея за 3 фунта и так далее продавать не хочет! Устав от бесцельных торгов, кричу с досады: "Де ну тебя!.." Араб кричит что-то в ответ и возвращается к своим платкам. Что ж, не все египтяне хотят торговаться, это тоже правда…
На этой экскурсии узнаем и кое-что интересное об "языке одежды": оказывается, мужчины здесь предпочитают белый цвет, а египетская женщина носит черное в трех случаях: если она замужем, если она вдова и… Но тут мы с дочкой удивленно смотрим друг на друга и начинаем хохотать, так и не расслышав толком о третьем случае ношения египтянкой черных одежд. Дело в том, моя Людмила набрала с собой в дорогу несколько черных кофточек и штанов и в основном ходила в них, кроме того куталась в черную косынку, чтобы выглядеть скромнее и не привлекать к себе лишнего внимания местных; но теперь неожиданно выяснилось, что она носит традиционный цвет замужней женщины! Так вот почему египтяне упорно принимали нас за супружескую чету и не верили, что Людмила - моя дочь, а не молодая жена!.. Вот это да-а-а…
Но в конце концов, в таком положении даже есть один плюс. Люда мне сказала в конце концов:
- Папа! Давай не будем объяснять им, что я твоя дочка, а то я устала от "торгов", они меня раздражают!
Дело в том, что когда египтяне с трудом верили, что перед ними отец и дочка, то сразу же начинали осторожно выспрашивать, а сколько она может стоить… Тогда я задвигал Люду за спину, тряс кулаком и жестом показывал: задушу! Устав от матримониальных притязаний египтян, Людмила и решила использовать "камуфляжный" цвет своих костюмов.
Но пока что солнце подбиралось к зениту, а наш автобус подъезжал к древнему Луксору…
Зато поражает другое: контраст величественных строений прошлого и жалких на вид современных зданий. Но этому есть свое объяснение. Оказывается, все дома в Египте частные, и если строение готово, то с его хозяина начинают взимать огромный, по местным меркам, налог на недвижимость. Поэтому хитрые египтяне предпочитают либо оставлять дом без крыши (дождя никто не опасается - это явление редчайшее и к тому же полезное!), либо красят только фасад, лишь бы не платить налоги. Более того, зачастую бывает так: строит египтянин одноэтажный дом без крыши и живет в нем, пока не подрастет его старший сын; затем надстраивается второй этаж для старшего сына, чтобы было, куда привести молодую жену; затем - для третьего… И так далее, пока импровизированное "общежитие" не достигнет восьми-десяти этажей. И только после этого семья покупает новый участок земли - для следующих поколений…
Но дом все равно стоит без крыши: открытый "чердак" обычно засыпается землей, где разбивается миниатюрное поле. В этом отношении египтяне вполне солидарны с переселенными в многоэтажки украинскими крестьянами, которые умудряются в ваннах откармливать кабанчиков "на сало".
Таким образом, современные постройки не идут ни в какое сравнение с древними. А поскольку застройка ведется без какого-либо архитектурного плана, египетские водители принципиально не привыкли соблюдать никакие правила дорожного движения и уступать дорогу пешеходам, не стоит удивляться, что все города как один похожи на беспорядочное нагромождение гудящих пчелиных ульев.
Даже знаменитый на весь мир Каирский национальный музей никакого внешнего впечатления на посетителей не производит. И немудрено: построенный в первые годы ХХ века, он имел тогда статус заштатного "Хацапетовского краеведческого музея". Никто ведь не подозревал, что следующие сто лет прославят Египет ценнейшими археологическими находками. Их будет столько, что в неприглядном здании удастся разместить всего 11% материалов, имеющихся в запасниках. Экспозиция Каирского музея обновляется каждые полгода, следовательно, для полного ознакомления с его сокровищами нужно как минимум 5 лет! Сейчас усиленными темпами строится новое здание музея, но его открытие последует еще не скоро.
Нам же только и остается, что удивляться мастерству древних зодчих и сожалеть об утерянных за многие века секретах! Во время экскурсий в Луксор и Каир мы узнали о любопытнейшем прецеденте: однажды в 60-х годах американцы решили доказать египтянам (а заодно и всему миру), что они тоже не лыком шиты. Они спроектировали и построили совсем крошечную, в сравнении с древними гигантами, гранитную пирамидку: вот, мол, получайте подарочек от Дяди Сэма! Однако это сооружение простояло… аж 46 дней, после чего успешно развалилось! Американцы затем оправдывались: в точнейшие инженерные расчеты вкралась-де некая досадная ошибка. Тем не менее, повторить "эксперимент" не рискнули…
Вообще-то о древних сооружениях можно говорить очень долго. Чего стоит легенда об изуродованном лике Сфинкса! Вообще-то их в Египте превеликое множество, поскольку сфинксы стерегут покой захоронений и различных храмов. Но все же самым знаменитым, а оттого как бы "главным", что ли, является Сфинкс из Гизы. Все упорно повторяют, что его лицо было изуродовано пушечным ядром: якобы сам Наполеон велел навести на человекозверя пушку и от души пальнул в "мишень". Однако экскурсовод разочаровал нас: ничего такого не было! Лик Сфинкса разрушался постепенно благодаря выветриванию и землетрясениям… Но то, что Сфинкс даже в таком состоянии "дожил" до наших дней - это, безусловно, достойно удивления. И это свидетельствует о высочайшем мастерстве древних.
Или, например, такая любопытная деталь. Начиная с пятого класса, всем советским школьникам усиленно вколачивали в головы, что египетские пирамиды строились руками рабов, которых при этом усиленно охаживали бичами лютые надсмотрщики. Откровенно говоря, у меня в душе всегда шевелилась досада: неужели рабы были настолько тупыми, чтобы не догадаться, к примеру, чуть-чуть перекосить один-единственный камешек и тем самым завалить всю пирамиду в отместку за побои?! Зато экскурсовод Ашур, сопровождавший нас в Каир, рассказал нечто потрясающее: оказывается, никаких рабов к пирамидам и близко не подпускали! На "стройках веков" трудились вольнонаемные работники. Какой же стимул заставлял их трудиться, если не бич? Египтологи доподлинно установили, что фараон, ни много ни мало… платил им зарплату из казны!!!
Но мало этого - в награду за "фараоно-полезный" труд наемники получали официальный титул "друзей фараона". Это был прекрасный стимул: поскольку после смерти правитель Египта как живой потомок богов непременно отправлялся в рай, его "друзья" шли вслед за ним - то есть, также попадали в рай! Естественно, ни о какой "диверсии" в таком случае и речи быть не могло: пирамида являлась подарком фараона своим "друзьям" и, разумеется, всему египетскому народу, в честь ее "сдачи в эксплуатацию" закатывался пир на весь честной древнеегипетский мир. Такие вот дела